Москва, Охотный Ряд, 2 10:00 - 22:00 ежедневно

Built-to-suit в коворкингах

BUILT-TO-SUIT.

Продолжаем тему коворкингов. Сегодня поговорим про еще одно актуальное направление в этом сегменте коммерческой недвижимости – формат built-to-suit.

Изначально этот формат применялся исключительно в складской недвижимости, позже – в классических офисах для крупных корпораций. Такая модель предполагает оборудование арендуемого пространства под конкретного заказчика, при этом все расходы ложатся на собственника/арендодателя, арендатор же подписывает долгосрочный договор аренды (от 3 лет) и въезжает в уже готовый офис, полностью соответствующий его требованиям к технической оснащенности, конфиденциальности и корпоративному дизайну.

Однако, коронокризис внес свои коррективы в рынок офисной недвижимости: на смену классической аренде пришли коворкинги. Их универсальность, совокупность сервисов и полная готовность принять арендаторов как нельзя лучше соответствуют главным требованиям сегодняшнего бизнеса: скорости и гибкости. И формат built-to-suit стал логичным продолжением нового тренда.

В случае такой сделки оператор коворкинга обеспечивает себе гарантированный денежный поток и окупает расходы на ремонт и перепланировку пространства под клиента, в среднем, в течение 2,5-3 лет (для сравнения: окупаемость обычного коворкинга - 3-3,5 года при загрузке не менее 70%). Нужно отметить, что спрос на эту услугу по-прежнему сохранился у крупных арендаторов с запросом на площади от 1000 кв.м. Таким компаниям, как правило, необходимо еще и функциональное разделение пространства для различных департаментов, что довольно сложно реализовать в уже готовом офисе с выполненной планировкой. Поэтому новый формат гибких пространств сегодня довольно востребован.

Ключевой фактор в пользу build-to-suit – отсутствие инвестиций и капитальных вложений на старте. Арендатору не нужно тратить трудовые и временные ресурсы на проведение тендеров по корпоративным регламентам и контроль ремонта. С экономической точки зрения для компании CAPEX превращается в OPEX: она ничего не платит на старте, её расходы составляет только ежемесячная аренда. Получается некий микс традиционной аренды и сервисного офиса, компания заезжает в пространство, уже полностью готовое к работе и адаптированное под её конкретные задачи. При этом сохранение корпоративного стиля способствует формированию у сотрудников ощущения причастности общей миссии и целям компании и отношение к рабочему месту не как к чему-то временному, а как к «своему».

Кроме того, коворкинги сейчас открываются в крупных и востребованных деловых локациях с дефицитом готовых офисных решений (чуть менее 70% всех площадей расположены внутри ТТК, в «Москва-Сити» - 13%, за пределами ТТК - менее 12%), что является дополнительным преимуществом для арендатора.

За 2018-2020 года профиль клиентов гибких офисов кардинально изменился: с небольших творческих команд до крупных корпораций. По нашим данным около четверти площадей коворкингов сейчас заняты крупными корпоративными арендаторами: Ozon (более 6 тыс. кв. метров в SOK City), Сбербанк (4700 кв.м или 789 рабочих мест в бизнес-центре Poklonka Place), МТС (728 рабочих мест в коворкинге Workki), Red Wings (240 рабочих мест в коворкинге Prowork), «Яндекс.Маркет» (3900 кв. м или 600 рабочих мест в коворкинге Workki) и «Яндекс» ( 4 500 кв.м в коворкинге Business Club в бизнес-центре ОКО 2), «Тинькофф» (1039 рабочих мест в SOK), Банк «Открытие» (3000 кв.м. или 676 рабочих мест в SOK Арена Парк). Именно поэтому крупные девелоперы уже на стадии проектирования новых бизнес-центров закладывают площади под гибкие офисы и заключают договоры с операторами коворкингов на стадии анонсирования проекта.  

В начале 2021 года операторами коворкингов было заявлено к открытию 39 гибких пространств объемом более 188 000 кв. м, из них треть приходится на build-to-suit площадки. По прошествии 5 месяцев можно сказать, что эта стратегия успешно реализуется. Сегодня на рынке 10 крупнейших операторов открытых гибких офисных пространств формируют основной объем предложения (около 65%). У всех так или иначе присутствует формат build-to-suit (уже действующий или планируемый). 60% от анонсированного к открытию объема в 2021 году приходится на двух операторов - Ключ (37%) и Space 1 (23%),- цена за индивидуальный проект build-to-suit у которых сопоставима со ставкой в обычном коворкинге.

Таким образом, формат build-to-suit, перекочевавший в гибкие офисы из классических, уже сам является трендом и пользуется немалой популярностью у крупных арендаторов. При этом выгода от его применения значительно перевешивает минусы, которые, впрочем, есть при любом раскладе. Важно правильно расставить приоритеты!

Читайте на сайте "Office News"

Спасибо за заявку!
спасибо за заявку, наши менеджеры с вами свяжутся в течении 15 минут в рабочее время по телефону