Москва, Охотный Ряд, 2 10:00 - 22:00 ежедневно

ОФИСЫ ОПУСТЕЮТ?

Вот уже больше трех месяцев рынок внимательно следит за новостями и горячо обсуждает заявления об уходе или приостановке деятельности очередной иностранной компании. Результатом этих дискуссий зачастую являются прямо противоположные выводы и прогнозы с эмоциональным оттенком.

Аналитики компании Times проанализировали ситуацию, опираясь на цифры и факты. Результатами этого анализа и видением последствий ухода западных структур с российского рынка поделился генеральный директор компании, Сергей Назаров на бизнес-мероприятии «Офисный формат: оптимальные решения на пути к стабильности рынка». Для читателей OFFICE NEWS предлагаем расширенную версию аналитического обзора.

Для начала обратимся к истории и прошлым кризисам, через которые прошла наша страна, а вместе с ней и рынок коммерческой недвижимости.

Оглядываясь назад, мы увидим, что «чистка» российского рынка началась еще в 2008 году, в период мирового банковского кризиса. Часть западных компаний разорилась из-за мировых событий, часть — реорганизовала бизнес, кто-то просто не выдержал конкуренции. С того времени непрерывно шло уменьшение доли иностранных компаний на российском рынке.

Если в 2008 году международные компании занимали 30-40% офисных помещений Москвы, то сегодня — всего лишь 10-15%. Что это значит в цифрах? Общий объем офисных помещений столицы составляет около 18 млн. кв. м, соответственно, западным бизнесом занято около 2 — 2,5 млн. кв. м, однако, не все они освободятся. Вот почему мы в этом уверены:

— далеко не все западные компании готовы терять российский рынок. О своем уходе (или приостановке деятельности в России) на сегодняшний день заявила только четверть международного бизнеса (в переводе на офисные площади – 500-600 тыс. кв. м). Большинство же заняло выжидательную позицию или резко противоположную – уходить от нас долго, дорого и неприятно, а в случае снятия санкций, возвращение потребует гораздо больших финансовых и временных вложений.

— Около 60-70% компаний, заявивших об уходе, по-прежнему остаются в России. Кто-то тихо продолжает вести операционную деятельность, а кто-то сокращает инвестиции в маркетинг и разработку новых продуктов, при этом российские производства и офисы функционируют. Так поступили, например, Nestle, Coca-Cola, Bayer, Nokian Tyres, BlaBlaCar и многие другие.

— Также мы видим большой тренд в продаже западного бизнеса российскому менеджменту или азиатским инвесторам, при этом сохраняется команда и операционная деятельность, а офисы остаются занятыми. По этому пути пошли такие компании как McDonald’s, Deloitte, PwC, EY, KPMG, CBRE, Cushman & Wakefield, JLL, Colliers, Knight Frank, а также часть брендов одежды, например, польская компания LPP, которой принадлежат Reserved, Sinsay, Cropp, Mohito и House. Все они остались в РФ и продолжают работу под новыми названиями.

— Часть бизнеса развивалась в России по франшизе. Да, франшиза западная, но франчайзи наши, вот почему, при заявлении бренда об уходе из страны вы по-прежнему видите работающие KFC, Burger King, Papa John’s. И это тоже говорит о сохранении рабочих мест, а значит, их офисы всё ещё заполнены.

Таким образом, мы говорим об освобождении лишь 300-400 тыс. кв. м, которые вполне способен поглотить московский рынок. Предпосылкой к этому служит вакантность в 10%, которая есть сейчас на рынке (против 28,5% в 2014 году, например, также в период кризиса) и сниженная активность девелоперов, которые притормаживают вывод новых проектов абсолютно в любой кризис. Освобождающиеся офисы будут неизбежно поглощены действующим крупным бизнесом просто потому, что не будет альтернативы – предложения в отсутствии нового ввода по-прежнему недостаточно в топовых локациях, а именно здесь и «сидят» все международные корпорации.

Результатом такого развития событий будет рост уровня вакантности до 15-17%, в случае ухода всех, кто заявил об этом – 20-22%. Но даже в этом варианте мы «не дотягиваем» до вакантности 2014 года, которую сумели пережить и вынести нужные уроки.

Подводя итог, хочется отметить, что офисный рынок и в целом российский бизнес более гибок и адаптивен, чем мы привыкли думать, и, как показывает ретроспектива событий, восстанавливается гораздо быстрее прогнозов. Показательным является 2021 год: в период пандемии большинство аналитиков и экспертов сходились во мнении, что и в 2021 году рынок будет пассивным, однако, уже после первого квартала сменили прогнозы на более оптимистичные, но даже они были превышены по многим показателям.


Читайте на сайте "OFFICE NEWS"

Спасибо за заявку!
спасибо за заявку, наши менеджеры с вами свяжутся в течении 15 минут в рабочее время по телефону